Премия Рунета-2020
Воронеж
+23°
Boom metrics
Звезды5 июня 2016 9:17

Автор романа «Географ глобус пропил»: «Не надо стремиться публиковать свои произведения в интернете!»

Популярный писатель Алексей Иванов рассказал в Воронеже, почему соцсети разрушают культуру, с чем борется «Тотальный диктант», а также почему ему больше нравится, когда по книгам снимают сериалы, а не фильмы
Алексей Иванов в Воронеже.

Алексей Иванов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

3 июня Платоновский фестиваль устроил воронежцам встречу с автором популярных книг «Сердце Пармы», «Ненастье» и «Географ глобус пропил» (по которой сняли одноименный фильм с Константином Хабенским). Послушать Алексея Иванова в арт-центре «Коммуна» собралось более сотни почитателей творчества писателя. Автор без жеманства и позы рассказал, как обстоят дела на литературном поприще в нашей стране. Признался, что пробиться без связей сложно: он очень долго писал «в стол», пока случайно не познакомился с мэтром литературы Леонидом Юзефовичем и тот через критиков не пристроил его романы в издательство. «Географ глобус пропил» вышел в 2003-м, хотя был написан десятилетием ранее.

Начинающим писателям Иванов посоветовал как можно больше писать, разнообразнее. И делать это не формально, а вкладывать во все произведения душу. И не отчаиваться, если произведение не берут издательства, не обивать пороги до бесконечности – садиться и писать новое.

- Я очень хотел стать писателем, но жизнь долго не давала. 13 лет я не издавался, писал «в стол». Но я во все произведения вкладывал и вкладываю душу, - признался Алексей Иванов. - Потому что писать, не выкладываясь полностью, - бессмысленное занятие. Тем более, если пишешь без надежды на публикацию… Не надо стремиться публиковать свои произведения в интернете. Это не та среда, в которой ищут писателей. На ресурсе типа проза.ру огромное количество произведений и авторов присутствует. Но в профессиональные писатели они практически не выходят.

Тем не менее интернетом автор пользуется.

- Когда пишу роман – шарю в сети свободной рукой в поисках нужной мне информации. Например, узнаю про конкретную марку вертолета, его особенностях, чтобы знать, как в романе «подвесить на него оружие», как открыть дверцы и так далее, то есть сделать картинку зримой, а роман читабельным.

«Комсомолка» публикует самые яркие высказывания писателя.

ВДОХНОВЕНИЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ПРИДУМАТЬ СЮЖЕТ, ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ - РУТИННАЯ РАБОТА

- Я профессиональный писатель, и, если буду ждать вдохновения, то, может, и не напишу ничего никогда. Представьте, что вы хирург. Вы пришли на работу, а там человек лежит с распоротым животом. Вы будете ждать вдохновения? Вы же профессионал. Вы встаете к операционному столу. Точно так и писатель. Вдохновение нужно для того, чтобы придумать сюжет, образы или коллизию. Но это занимает от силы пять процентов времени. Остальные 95 – это работа, работа и работа. Вдохновение ко мне является, но не оно является структурной основой писательской работы.

ЧТО ПИСАТЕЛЬ НЕ МОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ – ЭТО МИФ

- Не хочется хвастаться, но как только у меня в 2003 году вышли первые книги, я сразу стал зарабатывать весьма неплохо. То, что в России писатель не может заработать – миф, который культивируется неизвестно кем и неизвестно, ради чего. Главной формой моего заработка являются романы. Но у меня есть хобби – литература нон-фикшн. Она не приносит таких денег, как романы и экранизации. На нон-фикшн приходится искать деньги спонсоров. И у меня есть продюсерский центр, который реализует мои проекты. То есть я как писатель могу содержать не только себя и свою семью, но и собственный продюсерский центр.

Алексей Иванов в Воронеже.

Алексей Иванов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ВЕРНУТЬСЯ В ШКОЛУ УЧИТЕЛЕМ - КАК ВЕРНУТЬСЯ В АД

- Я по специальности искусствовед, но сменил несколько профессий. Был гидом-проводником (водил туристов в Кунгурскую пещеру), сторожем, учителем. Не то чтобы я хотел быть сторожем. Но где была возможность работать в 90-е, там и работал. Как это повлияло на творчество? Никак. Влияет общение с людьми, оно дает гораздо больше, чем вид деятельности, которым занимаешься, чем «самодеятельность». Ну, я узнал, конечно, как устроен быт проводника или учителя, к примеру. И вернуться в школу я не хочу. Это как вернуться в ад. Проработав в школе два года, я понял, что нет профессии труднее, чем профессия учителя. У меня с тех пор к учителю бесконечное благоговение. Я не знаю, как люди справляются с такой непосильной, невыносимой работой. Учитель – самая трудная профессия на Земле. Я это понял из собственного опыта. И понял, что рожден писателем.

ЗА СЕРИАЛАМИ БУДУЩЕЕ

- Сейчас готовятся четыре экранизации моих романов. «Сердце Пармы» будет снимать режиссер Сергей Бодров-старший («Могол», «Кочевник»), возможно, даже в Голливуде, потому что он один из немногих российских режиссеров, которые нашли место в заокеанской киноиндустрии. Он сам будет писать сценарий. Планируется, что «Сердце Пармы» будет двухсерийным фильмом, надеюсь, года через три он появится. Фильм «Псоглавцы» собирается снимать режиссер Егор Кончаловский, это тоже полный метр. «Ненастье» собирается делать канал «Россия» – это будет сериал. Фильм «Тобол», для которого я написал сценарий, будет одновременно и сериалом, и полнометражным фильмом. Лично мне гораздо интереснее формат сериала. За ними – будущее. Полный метр превращается либо в арт-хаус, либо в зрелище со спецэффектами для подростков. Я даже сам снялся в сериале «Физрук», предложили земляки-постановщики, - сразу согласился, это же прикольно!

«ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ» БОРЕТСЯ С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ В СОЦСЕТЯХ

- Когда мне предложили в 2014-м написать текст для «Тотального диктанта», сразу согласился, потому что, считаю, это честь для писателя. «Тотальный диктант» - мощная гражданская акция. По смыслу и идеологии я бы мог сравнить его с акцией «Бессмертный полк». Главное в «Тотальном диктанте» не то, что люди проверяют грамотность, а то, что они заявляют: мы - общество, где люди пишут по правилам и живут по правилам. Мы не стая и не стадо. Считается, что грамотность обрушена Интернетом, и только «Тотальный диктант» ее восстанавливает. Я не согласен: неграмотные были во все времена, и наше время – не исключение. Другое дело, что появление Интернета и соцсетей сделало безграмотность легитимной. Такого раньше не было никогда. Ты не мог отослать письмо, не проверив его на ошибки. Это был дурной тон. Вот «Тотальный диктант» борется с этой легитимностью безграмотности.

Алексей Иванов в Воронеже.

Алексей Иванов в Воронеже.

Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

РАВНОЗНАЧНОСТЬ МНЕНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ РАЗРУШАЕТ КУЛЬТУРУ

- Мне кажется, главная проблема нашего времени – появление соцсетей. И она не осмыслена еще мировым сообществом. Сейчас происходит проникновение законов онлайн в оффлайн: в реальной жизни мы начинаем жить так, как существуем в соцсетях. Это чревато для многих вещей в культуре. В человеческом обществе право голоса нужно заслужить. В интернете каждому это право дается изначально. В соцсетях, в интернете нет авторитетов, а именно на этом держится культура. Если мы разрушаем институт авторитета, мы разрушаем культуру, потому что это вещь иерархическая. Помню, в Екатеринбург приехал академик Сергей Капица, и мне предложили выступить с ним на круглом столе. Я сказал: «Там, где выступает Капица, я должен молчать в тряпочку». Я отказался от круглого стола, но нашлись самоуверенные люди, которые легко заняли место за столом с Капицей. Мероприятие провалилось, потому что Капица не стал говорить в таком обществе, где у всех равные права голоса. Проникновение онлайна в оффлайн уже рушит коммуникацию, рушит культуру. У нас в стране большая проблема с литературной критикой, ее практически не осталось. Сейчас считают, что критика нам не нужна, она и так складывается на сайтах по отзывам читателей. Получается, институт литературной критики отмер из-за того, что оказалось каждому дано право голоса. Профессионалов не осталось, авторитетного мнения больше не звучит, все мнения равнозначные. Но по равнозначным мнениям вы не сделаете выбор, потому что он бесконечный. Легко выбрать один вид макарон из четырех. Но вы не сможете выбрать макароны из двух тысяч видов, не разобравшись.